Pre-loader Loading...
ВСЕ РЕШЕНИЯ

Решения ПМСОФТ

PM.customer

Импортозамещенное решение для управления стоимостью проектов

PM.portal

Импортозамещенное решение объединяющие участников проектной деятельности на всех уровнях принятия решений и обеспечивающая сопровождение бизнес-процессов на всех стадиях жизненного цикла проекта

Если у ИТ-проекта нет поддержки сверху, он обречен на неудачу

442

О внедрении системы управления проектами Primavera в беседе с научным редактором PC Week/RE рассказывает заместитель главного инженера Балаковской АЭС Владимир Грибко.

Проходившая в середине мая в Москве V международная конференция Primavera “Инвестиции в настоящее”, организованная компанией ПМСОФТ (www.pmsoft.ru), официальным представителем Primavera Systems (www.primavera.com) в России, СНГ и Балтии, стала площадкой для обсуждения решений, продуктов и услуг в области управления проектами. В этом году данное мероприятие собрало свыше 350 профессионалов из стран бывшего СССР, а также Великобритании, Сингапура и США.

В последнее время системы управления проектами начали постепенно превращаться в широко востребованный инструмент. Причем если в конце 90-х основными потребителями таких систем были ИТ-компании, то сегодня к ним присоединяются финансовый и страховой бизнес, торговля, а также легкая и тяжелая промышленности. О том, каков уровень использования информационных технологий в атомной промышленности России, и об опыте внедрения системы управления проектами Primavera в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой рассказал заместитель главного инженера Балаковской АЭС Владимир Грибко.


Владимир Грибко

PC Week: Для начала расскажите, что представляет собой ИТ-инфраструктура Балаковской АЭС.

Владимир Грибко: На станции имеется 2296 компьютеров, объединенных в сеть, и около 20 серверов. Причем такое большое количество серверов объясняется не производственной необходимостью, а недостаточностью финансирования в 90-х годах, когда закупались маломощные машины. Сегодня мы проводим модернизацию оборудования, и я думаю, что теперь ограничимся восемью — десятью 8-процессорными серверами с распределенными дисковыми массивами и средствами резервного копирования.

PC Week: Какие основные задачи решает имеющаяся у вас информационная система? Как она создавалась?

В. Г.: Деятельность атомной станции имеет свою специфику. Во-первых, у нас соблюдается безусловный приоритет требований действующего в атомной энергетике законодательства с точки зрения ядерной и радиационной безопасности. Во-вторых, АЭС фактически производит только один продукт — электроэнергию, периодически останавливая производство для перезагрузки ядерного топлива, проведения плановых ревизий, освидетельствования, технического обслуживания и ремонта. При этом на выполнение планово-предупредительного ремонта [далее - ППР] отводится 10—20% времени от длительности собственно процесса выработки электроэнергии.

Так что примерно 300 дней в году каждый энергоблок должен работать в производственном режиме, генерируя 1 млн. кВт ч электроэнергии за один час. Затем на 35—60 дней он останавливается на перезагрузку топлива, и в это время выполняется большой комплекс работ по техобслуживанию и ремонту. Проблема здесь состоит в том, что мы не всегда знаем заранее, с чем столкнемся во время ремонта. Мы можем обнаружить, что оборудование находится в худшем состоянии, чем ожидалось. Значит, понадобится больше ресурсов, не исключено, что придётся заменять какие-то детали, узлы и т. д. Я считаю, что проведение ремонта — это искусство, которое требует планирования расхода запасных частей, оснастки, заблаговременного заключения договоров с подрядчиками. Выходит, все эти факторы являются критичными, поскольку влияют на конечное производство электроэнергии. Любая задержка с ремонтом может привести к крупным непроизводительным потерям, чувствительным для всей страны.

Таким образом, перед нами стояла задача построения системы сбалансированных показателей успешности производственных процессов ППР и определения этих показателей. Очевидно, что ее решение было невозможно без использования современных информационных технологий. В базах данных Балаковской АЭС сосредоточена информация о более чем 600 тыс. единиц оборудования. Кстати, вам будет интересно узнать, что каждая реакторная установка состоит из 20—25 тыс. компонентов, приборов и монтажных единиц. Для каждой единицы оборудования существует своя технология, процедура и инструкция по проведению ремонта. Именно поэтому в начале 90-х годов мы приступили к разработке информационной системы поддержки персонала при планировании и управлении ходом ремонтных работ - ИС “ТОиР”. По мере ее использования нам стало понятно, что для полноценного управления ремонтами необходимо дальнейшее развитие системы. Для этого были разработаны и внедрены ИС “Управление материально-техническим обеспечением”, “Управление договорной деятельностью”, “Управление персоналом”, блок информационных подсистем по управлению финансово-экономической деятельностью, которые сегодня успешно эксплуатируются.

Кроме того, у нас действует система АДОРД - автоматизация документооборота и организационно-распорядительной деятельности. Сегодня ни один документ, необходимый для выполнения наших непосредственных обязанностей, не создается вне этой системы. Так формируются задания на проведение тех или иных видов работ, и даже командировочное удостоверение, с которым я приехал в Москву, было составлено с помощью АДОРД. Но основной функцией системы является формирование плана мероприятий, подлежащих исполнению. Потому что именно мероприятие инициирует запуск того или иного процесса, требующего детального планирования, выделения ресурсов и заключения договоров.

PC Week: А какие компоненты включает информационная система “ТОиР”?

В. Г.: К настоящему времени ИС “ТОиР” состоит из нескольких основных подсистем, определяющих вид и сроки ремонта на конкретную технологическую позицию, суммарные трудозатраты, исполнителей, объем и перечень работ по модернизации и реконструкции. С их помощью составляются календарно-сетевые графики ремонта, проводится их оптимизация и согласование, они позволяют формировать текущие задания, собирать отчеты о выполненных работах, анализировать ход ремонта и прогнозировать сроки его окончания. Отдельная подсистема обеспечивает возможность сбора, накопления, анализа и долговременного хранения данных о выполненных работах на оборудовании. База данных подсистемы “Оборудование АЭС” содержит информацию о технологическом назначении и технических характеристиках установок, о выполненных ремонтах, о замене узлов и агрегатов и т. д. Кроме того, ИС “ТОиР” включает в себя программный комплекс “Журнал дефектов”, который используется для организации работ по устранению текущих дефектов, в нем накапливаются данные о дефектах оборудования начиная с 1997 г., а также информация о мерах по их устранению.

С 1 января 1993 г. все графики ремонта на Балаковской АЭС составляются только с помощью ИС “ТОиР”. Для нас это очень важно, поскольку во время ремонта корректировать, рассчитывать и оптимизировать графики ППР приходится один-два раза в неделю. Здесь я хотел бы сказать, что мало нарисовать какой-либо график — следует четко сформулировать требования к “элементарной работе”, выполняемой в соответствии с данным графиком. Для этого мы ввели такое определение: “Работа — это ремонтная, эксплуатационная или подготовительная операция (или перечень операций), которая выполняется бригадой постоянного состава на одном рабочем месте с обеспечением одинаковых условий безопасного производства работ, характеризуется определенной продолжительностью, ресурсами и затратами, необходимыми для ее выполнения, и является основным объектом при планировании ремонта”. Мы активно используем это понятие, что помогает нам обеспечивать требуемый уровень организации планирования и технического обслуживания и ремонта, а также проводить их всесторонний анализ.

PC Week: Все это ваши разработки или вы привлекали сторонние компании к созданию ИС “ТОиР"?

В. Г.: До 2000 г. мы занимались созданием ПО сами, и тогда это было оправданно, поскольку мы испытывали определенные трудности с финансированием договорных работ. Прежде чем привлекать сторонние организации, мы внимательно и тщательно изучили рынок ПО уровня предприятия, проведя многочисленные обсуждения с компаниями IBS, “Ланит”, ФОРС, представительством Sybase и др. К сожалению, их результаты нас не очень обнадежили: стало понятно, что коробочного решения просто нет, а внедрение “тяжелых” ERP-систем потребует не только значительных финансовых средств на консалтинг, настройку, обучение и сопровождение, но и наверняка больших объемов программирования. Как я уже говорил, специфика АЭС такова, что ее производственные процессы очень жестко ограничены рамками нормативных документов, поэтому минимизировать расходы путём реинжиниринга бизнес-процессов не всегда возможно. И мы пошли другим путем: начиная с 2001 г. мы активно взаимодействуем с московской компанией “ИНИТ-Энерго”, в сотрудничестве с которой и были созданы основные подсистемы на клиент-серверной архитектуре.

Поскольку деятельность Балаковской АЭС предполагает реализацию множества проектов, связанных с ремонтом оборудования, модернизацией и реконструкцией, капитальным строительством, в том же 2001-м мы приняли решение о внедрении системы управления проектами Primavera и её интеграции с имеющейся ИС “ТОиР”.

Почему мы выбрали именно эту систему? Мы внимательно изучили рынок ПО для управления проектами, включая такие системы, как Microsoft Project, Time Line, Artemis и Open Plan, и выяснили, что практически все имеющиеся решения потребуют изменения действующих у нас бизнес-процессов и, кроме того, большие проблемы могут возникнуть при их интеграции с ИС “ТОиР”. Что же касается системы Primavera, то она позволяет довольно просто осуществить такую интеграцию средствами API. Кстати, на проходящей сейчас конференции Primavera наше решение по использованию этого ПО для управления ремонтами признано лучшим.

PC Week: Как проходило внедрение системы Primavera?

В. Г.: Хотя основной объем работы выполнили сотрудники компании ПМСОФТ, это был очень полезный опыт для наших специалистов. В принципе они обладают достаточным уровнем квалификации для реализации такого рода проектов, тем более после обучения в той же ПМСОФТ. Однако в связи с тем что мы изначально хотели интегрировать Primavera с функциями и данными нашей системы и сделать это нужно было быстро, и был заключён договор на проведение работ с этой компанией.

PC Week: В последнее время многие жалуются на проблемы с ИТ-кадрами. Есть ли у вас такая проблема, и если да, то как вы её решаете?

В. Г.: На Балаковской АЭС имеются два ИТ-подразделения: отдел информационных технологий, который занимается созданием и эксплуатацией инфраструктуры, — в его ведении находятся средства ЛВС, системное ПО, администрирование БД, защита информации и Web-технологии, а также отдел информационных систем, в котором работает 45 человек – администраторов баз данных и системных инженеров, отвечающих за установку системного ПО на компьютеры. Из них программистов только десять, а около тридцати сотрудников —это бизнес-аналитики, которые помогают создавать ИС. В нынешней ситуации значительная часть ИТ-персонала занята поддержкой действующих систем, а непосредственно на разработку у них практически не остается времени. И это действительно серьезная проблема. Но мне очень повезло, что наши ИТ-специалисты являются настоящими профессионалами, ежедневно решающими сложные задачи. Работать с такой командой и легко, и трудно. Легко — потому что есть уверенность в силе и возможностях команды, трудно — потому что нужно соответствовать их уровню. Иногда бывает, что приказать нельзя, надо убедить человека, перетянуть его на свою сторону. А с талантливыми людьми это совсем не просто.

PC Week: Общеизвестно, что практически любая задача автоматизации сталкивается с проблемой так называемого человеческого фактора. И вы наверняка не стали исключением. Что было сделано для того, чтобы убедить людей в необходимости изменений?

В. Г.: Да, вы абсолютно правы: такая проблема при внедрении у нас действительно возникала. Более того, я хотел бы подчеркнуть, что она была, есть и будет всегда. Поэтому главную задачу своей деятельности я вижу в том, чтобы демонстрировать пользователям те преимущества, которые они смогут извлечь из новой системы. За время работы по созданию ИС нам удалось довести до успешного внедрения лишь около 80% всех проектов автоматизации. И я считаю, что это очень хороший показатель, поскольку пользователи готовы изменить стиль и методы своей работы только тогда, когда они имеют достаточную мотивацию. Как показывает опыт, административная система распоряжений и приказов (естественно, сопровождаемая необходимыми документами, подготовкой персонала и созданием инфраструктуры) в проектах действует не всегда — порою нужны и другие методы. Мне приходилось использовать самые разнообразные способы убеждения - и хитрость, и лесть, и даже шантаж в виде угрозы отключения от ЛВС.

Наибольшее сопротивление мы обычно встречаем со стороны среднего управленческого звена, т. е. владельцев бизнес-процессов. Осваивая новую систему, они сознают, что теперь не только у них будет возможность следить за ходом работы своих подчиненных, но и высшее руководство в любой момент сможет проконтролировать ситуацию в зоне их ответственности, узнав, как на самом деле обстоят дела, например, с ремонтом определённого агрегата. Если до внедрения ИС владельцы процессов "фильтровали" информацию, идущую наверх, то теперь руководитель высшего звена может оперативно получить первичную информацию, что порой приводит к переоценке результатов деятельности того или иного исполнителя. Низшее же звено -мастера (мы называем их конечными пользователями) и высшее руководство, напротив, очень быстро находят в применении ИС новое качество, т. е. те преимущества, которые могут помочь им в выполнении своих производственных обязанностей. И вообще я считаю содействие со стороны руководства непременным условием удачного внедрения. Если у ИТ-проекта нет поддержки сверху, он обречен на неудачу.

PC Week: Так какие же преимущества вам дало внедрение системы управления проектами Primavera?

В. Г.: В апреле мы подвели итоги ремонтной кампании прошлого года. Ремонты всех четырех энергоблоков станции были спланированы и контролировались с помощью Primavera. Регламент работы в интегрированной системе включал в себя оперативный круглосуточный ввод фактических данных о проведенных ремонтных работах, ежесуточный перерасчет графиков, формирование недельных и суточных заданий, а также подготовку аналитической информации для руководства. Сроки ремонтов оборудования всех энергоблоков были сокращены на 5-9 суток, это очень значительный результат для блоков-миллионников. Конечно, в первую очередь за этим стоит огромная работа персонала ремонтной службы и подрядных организаций. Но вместе с тем очевидно, что такой результат достигнут благодаря точному и технологически обоснованному составлению графиков ремонта, эффективному и оперативному контролю за ходом работ, своевременному и качественному обеспечению материально-техническими ресурсами. И мне хочется верить, что в этом есть вклад и наших ИТ-специалистов.

PC Week: И в заключение расскажите немного о ваших планах на будущее.

В. Г.: Во-первых, в этом году мы планируем завершить перевод всех наших приложений на клиент-серверную архитектуру. Вы не поверите, но мы до сих пор используем решения, разработанные с помощью Paradox и Clipper. Думаю, что большинство современных программистов даже и не слышали о таких СУБД. Но у нас есть приложения, написанные в 1993—1996 гг. и до сих пор успешно и эффективно работающие. В их базах данных накоплен большой объем очень важной информации, необходимой для обеспечения работы ИС АЭС. Не имея сил “переписать” всё и сразу, мы вынуждены были интегрировать их с приложениями, реализованными в клиент-серверной архитектуре. Не вдаваясь в подробности, скажу, что выглядит это довольно забавно: обмен данными осуществляется с помощью текстовых файлов, которые создаются приложением, запускаемым на сервере приложений и решающим соответствующую задачу. Для пользователя это совершенно скрытая процедура, но она отнимает некоторое время. Изначально подобное решение рассматривалось нами как временное, однако оно прижилось и оказалось достаточно гибким и эффективным.

Во-вторых, наши основные подсистемы для ИС “ТОиР” разрабатывались с 1991 г., и поэтому в настоящее время они, хотя и содержат большой объем необходимой информации, вместе с тем не обеспечивают возможности проведения оперативного анализа ремонтных затрат. Более того, расчет показателей успешности на основе существующих баз данных представляет собой практически нереальную задачу. Поэтому, с нашей точки зрения, радикальным средством решения данной проблемы является переход на промышленные ERP-системы. Мы надеемся, что это будет реализовано на Балаковской АЭС в рамках создания концерном “Росэнергоатом” корпоративной информационной системы на базе SAP R/3. Сегодня мы внимательно изучаем возможности использования SAP BW и NetWeaver для интеграции с нашей ИС и сохранения накопленных данных. Кроме того, мы считаем, что с помощью SAP BW мы облегчим задачу расчета и анализа показателей успешности производственных процессов.

PC Week: Спасибо за беседу.

Балаковская атомная электростанция: цифры и факты

Балаковская АЭС (www.balaes.ru) — одно из крупнейших и самых современных предприятий энергетики Российской Федерации. Станция входит в состав единой генерирующей компании — концерна “Росэнергоатом” Федерального агентства по атомной энергии.

Строительство Балаковской АЭС началось в октябре 1977 г., а первый энергоблок был запущен в декабре 1985-го. В настоящее время в эксплуатации находятся четыре энергоблока первой очереди станции с реакторами типа ВВЭР-1000 (суммарная электрическая установленная мощность — 4000 МВт); идет строительство второй очереди.

Ежегодно Балаковская АЭС вырабатывает около 30 млрд. кВт∙ч электроэнергии, что является самым высоким показателем среди всех электростанций России. Сегодня она обеспечивает четверть производства электроэнергии в Приволжском федеральном округе и пятую часть выработки всех АЭС страны. Ее электроэнергией обеспечиваются потребители Поволжья (76% поставляемой электроэнергии), Центрального федерального округа (13%), Урала (8%) и Сибири (3%). Электроэнергия Балаковской АЭС — самая дешевая среди всех атомных и тепловых электростанций России. Коэффициент использования установленной мощности на ней составляет более 80%.


Возврат к списку

© 2024 Группа компаний ПМСОФТ. Все права защищены.
Подписаться на новости